Фотография в привычном для нас виде появилась в середине XVIIII века, в то время, когда первооткрыватель Жозеф Нисефор Ньепс в 1826 (по другим источникам в 1827) году сделал фотографию (более точно - гелиогравюра) под названием «Вид из окна в Ле Гра». Эту фотографию можно по праву считать первой в истории фотографии. Однако ввиду новизны технологии, фотографии получались слишком большой контрастности, при этом терялись важные детали. Примечательно то, что эта фотография сохранилась до наших дней.
Но в одиночку изучать физические и химические свойства материалов было сложно, кроме того, в это же время подобными работами занимались и другие учёные-изобретатели. В конце 1829 г. Нисефор Ньепс принял решение начать совместную работу с Луи Дагером, который так же изучал оптические свойства и способы сохранения изображения. Несмотря на объединение усилий, добиться успеха не удалось. В 1833 году Ньепс умирает, но работы были продолжены его коллегой Дагером, который в 1939 году изобрел и опубликовал способ получения изображения, заключающийся в отображении изображения на медной пластине, покрытой серебром. Такое изобретение привело к прорыву в области фотографии, т. к. получавшиеся изображения отражали мелкие детали, а так же имели вид позитива. Но у такого типа получения и сохранения образа имелся существенный недостаток: фотография получалась в единственном экземпляре, невозможно было сделать несколько копий изображения, а так же существенная тяжесть полученной фотографии. Такая фотография называлась «дагеротипия» (название ввёл сам Дагер) и визуально получившийся снимок напоминал вид обычной фотографии. Дагеротип часто имел зеркальное отображения ввиду технологии изготовления такой фотографии. В случае необходимости, этот недостаток можно было устранить, установив перед чувствительным элементом зеркало, но подобного типа дополнения в конструкцию снижали светопропускные качества, тем самым ухудшая и без того не высокое качество фотографии. В принципе, заметить зеркальное отражение можно было лишь при наличии текстовых надписей на фото или расположению пуговиц на портрете. Авторские права (патент) Луи Дагер передал в пользование обществу в обмен на пожизненное содержание последним.
Ученый-фотограф из Англии, работавший над фотографией независимо и одновременно с Дагером Уильям Генри Фокс Тальбот применил свой тип сохранения изображения — калотипия. Данный вид фотографии позволил устранить недостаток «единственности» изображения, позволив тиражировать фотографию при помощи контактной фотопечати. У этой технологии имелись свои недостатки (в виде ухудшения качества получаемого изображения), но, тем не менее, данная технология позволила получать качественные и тиражируемые портретные фотографии, вытеснив портретную миниатюру, что привело к «переквалификации» в 1840-х годах портретных художников в фотографы.
В это же время созданием фотографии занимались другие ученые-фотографы, в частности: Ипполит Байар, Эркюль Флоранс, Ричард Меддокс и другие. Каждый из них, работая параллельно и независимо, внес свой вклад в развитие и создание фотографии, что в совокупности привело к созданию классической фотографии, в которой листовая и рулонная фотоплёнка с желатино-серебряной эмульсией стала основой для фотографии, используемой и по сей день.
Первые фотографии были сделаны, в основном, учеными-фотографами, а так же членами их семей.
Кроме того, на первых фотографиях были запечатлены члены династии Романовых. Так, Николай II увлекался фотографией и просмотром первых кинофильмов. Фотографией увлекался как сам император Российской империи, так и его дети. Увлечение фотографией в начале века было дорогим удовольствием, доступным немногим, но, несмотря на это, со временем, портретное фото стало распространяться в другие, менее богатые слои населения.
Именно благодаря первым черно-белым фотографиям мы можем видеть истинный образ человека, не обработанный художником, ведь рисование портрета можно считать субъективным видением портретируемой особы художником.
Самые первые фотографии
Самой первой фотографией в истории принято считать фото Жозефа Нисефор Ньепса «Вид из окна в Ле Гра», сделанной в 1826 году.
Первый прототип цветной фотографии создал в 1861 г. английский физик Джеймс Клерк Максвелл, это было фото «Ленточка из шотландки». Довольно спорно называть это изображения фотографией, но у этой идеи есть ряд сторонников-историков фотографии.
Самый первый известный фотомонтаж (манипуляция с готовыми фото) появилась в 1858 году. Это была комбинация из пяти негативов, соединенная в одну фотографию, которую создал Генри Пич Робинмон, изобразивший уход из жизни девочки, больной туберкулезом.
Первый фотопортрет, пришедший на смену классическому портрету, был сделан в 1839 году Робертом Корнелиусом. Это был автофотопортрет, согласно легенде, Роберт сам лично открыл крышку объектива и просидел перед фотоаппаратом несколько минут, чтобы его изображение отразилось на фотоэлементе до тех пор, пока затвор камеры не закрылся.
Самая первая фотография из космоса была сделана в 1946 г. с ракеты V-2. На фотографии изображена часть планеты «Земля», сделанная в черно-белом цвете. 7 декабря 1972 года была сделана цветная фотография Земли со спутника «Аполлон-17».
Первое фото Луны — спутника Земли, было сделано 7 октября 1959 года с искусственного спутника СССР. Качество фото было весьма посредственным, но, несмотря на это, благодаря этой фотографии СССР получил приоритет в присвоении названий кратерам и другим объектам на поверхности Луны.
Первая фотография ближайшей планеты была сделана в 1975 году со спутника «Венера-9».
Французский изобретатель Гаспар Турнаш (Надар) в 1858 году впервые осуществил съёмку поверхности Земли с высоты воздушного шара — он сфотографировал Париж. Такая фотография получила название аэрофотосъемки и нашла широкое применение в составлении прогноза погоды.
Характерной особенностью в истории создания фотографии явилось то, что при создании черно-белой фотографии, ученые параллельно пытались создать цветную. Даже не обладая точной технологией получения и закрепления черно-белого изображения, первые фотографы стремились получить цветное изображение. Это можно объяснить некоторыми свойствами химических веществ, применяемых при калотипии и дагеротипии, при физических явлениях которых происходили процессы, связанные с сохранением цвета при переносе изображения. Цветная фотография получила массовое распространение с 1935 г. с изобретением фотопленки «Agfacolor Neu» и «Kodachrome», выпускавшаяся до 2009 года.
С развитием технологического процесса появились и новые возможности для фотографии.
Моментальная фотография. В 1923 г. Самуэль Шлафрок изобрел моментальный фотоаппарат, особенностью которого являлось совмещение в относительно небольшом устройстве фотоаппарата и мини-фотолаборатории. Такой фотоаппарат значительно ускорял процесс получения негатива, однако не имел возможности получить готовую фотокарточку. Но технологии не стоят на месте, и к 1948 г. фирма Polaroid начала массовый выпуск фотоаппаратов моментального переноса изображения на фотобумагу. Polaroid стал синонимом фотографий моментального производства, которые пользуются популярностью в узких кругах и по сей день.
Цветная фотография. Развитие компьютерной техники привело к созданию цифровой фотографии — в которой используется специальный фотоэлемент: матрица, заменяющая в аналоговой фотографии светочувствительные материалы. Впервые цифровая фотография была получена в 1969 году, а уже в 1975 г. был изобретен первый в истории фотоаппарат. Это был фотоаппарат фирмы Eastman Kodak, в котором для сохранения изображения использовалась магнитная лента вместо обычной фотопленки, а магнитная лента, в свою очередь, вытеснена картами флеш-памяти и другими устройствами хранения информации.
Как можно заметить, за последние сто лет фотография получила широкое распространение. Из научного развлечения создание фотографий ушло в массы: появились специалисты в области фотографии, фотомонтаж достиг таких высот, что порой даже в случае назначения специальной технической экспертизы сложно отличить его от оригинала фотографии.
Завершить статью хочется словами Джонатана Коу из рассказа "Пока не выпал дождь»: «Люди, снимаясь, почти всегда улыбаются — это одна из причин, почему нельзя доверять фотографиям».