Открытка (первоначально именовались «открытое письмо») — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года. Коллекционирование открыток называется филокартией. В России так же имело место наименование «Почтовая карточка».
Открытки бывают маркированные и немаркированные, на немаркированных открытках выделяется место для марки.
Почтовые открытки следует отличать от фотокарточек и их производных. Так, не стоит путать открытку с литографией. Их отличительная особенность заключается в том, что фото открытка делалась вручную фотографом в полной темноте, обладала признаками индивидуальности, отсутствием массовости. Литографию можно отличить от фото открытки, прежде всего, тем, что у них при просмотре через увеличительное стекло видны точки, из которых образуется изображение. Это указывает на массовость конкретной открытки, т.к. оригинальная фотография не содержит ничего постороннего, характеризуется высокой стоимостью и филокартической ценностью.
Почтовые открытки, так же как и монеты, могут выпускаться в честь важных государственных событий, памятных дат, праздников и других.
Классифицировать открытки принято следующим образом:
- Открытки с видами городов — на них изображаются виды на город, его достопримечательности. Такие открытки носят информативный характер;
- Этнографические открытки — открытки, посвященные народам и этносам. Например, Россия, являясь многонациональным государством, выпускала открытки, посвященные различным малым нациям (например, «Народы Северного Кавказа» и др.);
- Поздравительные открытки — наиболее часто используемый тип открыток, особенно во времена «дотелефонной эры»: с их помощью поздравляли с Новым годом, 8 марта и другими праздниками;
- Открытки с изображением монархов и членов августейших семей — преимущественно выпускаются в странах-монархиях. В России были популярны открытки с членами семьи Романовых;
- Милитария — открытки военной тематики. Посвящены как некоторым битвам, так и войнам в целом, а так же военной технике (корабли, танки), а так же известным военачальникам;
- Политические открытки — открытки, связанные с разного рода пропагандой (например, политические карикатуры, плакаты и др.);
- Авторские открытки — открытки, созданные авторами, специализирующимися на данной тематике. Отечественные художники Е. Бём, В. Зарубин известны своими работами именно благодаря созданию открыток;
- Художественные открытки — открытки, содержащие в себе элементы художественного искусства: натюрморты, пейзажи и др. в качестве репродукции;
- Артистические открытки — открытки с изображением известных артистов кино и театра, сцен и спектаклей;
- Патриотические открытки. Получили широкое распространение во времена ВОВ. Такие открытки имели пропагандистские цели, с которыми успешно справлялись;
- Другие менее распространенные виды открыток.
Кроме открыток стандартного вида (бумажная или картонная), могут быть открытки нестандартные (на деревянной, металлической или иной основе), а так же музыкальные открытки, при открытии которой происходит замыкание контактов на батарее и начинается звучание мелодии.
В Российском государстве с 1904 по 1906 годы издавался журнал «Открытое Письмо», посвященный разным выпускам открыток. Он содержал в себе иллюстрации (хронику) открыток, издавался ежемесячно.
«Открытое письмо» было первым русским специализированным периодическим изданием об открытках. Оно появилось в дореволюционной России в июле 1904 года. По некоторым сведениям, журнал начал выходить 1 октября 1904 года. Выпуски журнала ежемесячно печатались в Санкт-Петербурге в пользу Общины святой Евгении. Всего вышел двадцать один выпуск этого журнала. Особенностью данного журнала было то, что приложением к журналу являлась редкая, либо никогда не бывшая в розничной продаже открытка, поэтому интерес к журналу со стороны коллекционеров был повышен. Известен также другой журнал по филокартии под тем же названием «Открытое письмо», который издавался в Умани в 1906 году, однако не получивший такого широкого распространения.
В конце XIX — начале XX веков возникли первые организации филокартистов. Стали издаваться специальные журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.), состоялись международные выставки (в Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.), конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге — 1896, 1910; в Ницце — 1899), начали проводиться первые аукционы.
Первоначальные взгляды на филокартию несколько отличались от сегодняшних. В начале ХХ века считалось, что лишь открытка, прошедшая почту, выполнившая свою функцию, может быть достойным предметом коллекционирования. Более того, открытка с видом какого-либо города (местности) может быть послана только из этого города (местности). Чистая открытка без почтового штемпеля приравнивалась к картинке. В настоящее время, напротив, ряд коллекционеров исповедует принцип игнорирования исписанных открыток, тем более если они имеют низкую сохранность. Здесь так же есть один момент: если смотреть сам факт того, подписана она или нет, либо обратить внимание на то, что открытка подписана известной персоной либо предназначалась такому лицу. Это спорный, чисто субъективный критерий, согласно которому сложно однозначно сделать вывод относительно того, является ли более ценной чистая, не использованная открытка, либо наивысшую ценность представляет открытка, использованная по своему назначению и прошедшая стандартный путь открытого письма.
Сегодня филокартия является одним из самых популярных видов коллекционирования. При этом открытки обычно ценятся пропорционально их возрасту и редкости темы. В последнее время увеличившийся спрос на открытки спровоцировал и рост цен. Так, к примеру, цена некоторых открыток на интернет-аукционах может достигать одной тысячи долларов, хотя основная масса не стоит и пять долларов США.
Самая дорогая в мире и, вероятно, самая старая открытка, прошедшая почту в Великобритании. Согласно почтовому штемпелю дата прохождения данной открытки через почту 14 июня 1840 года. Так же на открытке видна франкированная первая почтовая марка Британии «Чёрный пенни». Открытка продана на аукционе в Лондоне в 2002 году за 31 тысячу фунтов стерлингов.
В условиях современности, когда цифровые технологии вытесняют классический вид открыток, пользуются популярностью различные виды электронных открыток, так же набирают популярность аудио-открытки, которые можно «подарить», сделав заказ через Интернет. Получатель получит СМС или e-mail сообщение, содержащее аудио-видео сообщение. Несмотря на неограниченные возможности «электронной открытки», открытки классической формы еще долгое время будут пользоваться популярностью, т.к. предмет реального мира способен в большей степени передать чувства и эмоции, нежели бездушный компьютерный программный код.