Человек с древнейших времен стремился приукрасить свое жилище — изделиями из камня и дерева украшали первые люди свои пещеры, бивни мамонтов использовались в качестве декоративных элементов.
С развитием ремесла совершенствовались и формы украшений.
Древний Китай — Родина фарфора. Фарфоровые статуэтки получили широкое распространение далеко за пределами Китая. Великий шёлковый путь дал возможность товарам из Китая распространиться далеко за территорию Азии. С появлением первых фарфоровых фигурок в Европе они получили широкую популярность наряду с золотом и серебром. Белое золото — такое название получил фарфор в Европе.
Фарфоровые миниатюры были признаком богатства и достатка, они были доступны лишь избранным. Получить в дар такой презент считалось знаком высокого уважения и почтения. Различие культур Европы и Азии получили свое объединение в образах статуэток: загадочная Азия входила в культуру пресвященной Европы.
Ввиду ярких красок, используемых в росписи статуэток, а так же высокого качества фарфора, данные предметы искусства попадали в поле зрения коллекционеров, тем самым зарождался новый вид увлечений — коллекционирование фарфоровых статуэток.
Китай долгое время хранил секрет своего ремесла, однако в начале 18 века Европа его разгадала. Первые европейские статуэтки походили на китайские, однако к середине столетия начал формироваться классический европейский стиль.
Фигурки производились на основе имеющихся и модных на тот момент творений художников и писателей. Картины и романы оживали в фарфоре, олицетворяя образ полюбившихся публике героев. Театральные сценки: балы, красавицы и кавалеры воплотились в образах игрушек, создавая особую атмосферу в жилище коллекционера.
Мейсенская фарфоровая мануфактура стала основоположников создания статуэток. Иоганн Иоахим Кендлер, модельер мануфактуры, создал собственный стиль статуэток — рококо, который пользовался популярностью в светских кругах, особенно у дам. Такие статуэтки стали обязательным атрибутом на любом празднике: на балу, пиру, светском собрании и аудиенции.
Выпуск статуэток продолжил в своем развитии создание кухонных атрибутов — создавались солонки, перечницы и другая кухонная посуда. Из атрибутов украшения фарфор медленно нашел свое практическое применение. А как по другому могло произойти в Европе?
Именно благодаря таланту Иоганна Кендлера китайские мотивы статуэтки отошли на второй план и на смену загадочной Азии пришли европейские мотивы: фигурки пастухов, кавалеров, дам и господ — жизнь Европы того времени в миниатюрах.
Многие серии статуэток пережили своего создателя. Так, коллекция «Обезьяний оркестр», созданная легендарной Мейсенской фарфоровой мануфактурой пользуется популярностью у коллекционеров и по сей день. Ввиду высокого качества используемых материалов и по сей день можно отыскать прекрасно сохранившиеся экспонаты.
Итальянская фабрика «Каподимонте» так же славится своими статуэтками в стиле рококо. Ввиду единства стиля эта фабрика так же производила фигурки пастухов, рабочих и военных, а так же характерные для Италии образы святых и портретные бюсты (например, известный бюст Марата).
Франция так же знаменита своими фарфоровыми статуэтками. Севрская фарфоровая мануфактура выпускала фигурки по образцам античных памятников. Франция — страна красивой любви и романтических отношений. Особенностью фарфоровых статуэток из Франции стало создание фигурок эротического характера. Известные скульпторы создавали образ статуэтки, а раскрашивали их художники в стиле Буше.
Во многих современных домах на постсоветском пространстве сохранились фарфоровые статуэтки советского периода, которые когда-то были довольно популярны. Сегодня они считаются антиквариатом, хотя стоят все же дешевле, чем произведения дореволюционных мастеров из-за массовости производства. Такие статуэтки могут придать обстановке некоторую пикантность или же наоборот — безнадежно испортить интерьер. Однако, не следует объединять в интерьере фарфоровые статуэтки СССР со старинными утонченными предметами Европы. Советский и буржуазный строй были непримиримыми антагонистами, и объединение их в интерьере одного помещения вряд ли будет гармоничным. Гораздо интереснее будут смотреться такие статуэтки в сочетании с приметами XXI века, времени, когда атрибуты советского стиля вызывают умиление и ностальгические воспоминания даже у тех, кому не пришлось жить при СССР.
Фарфоровая статуэтка, подобно цветному фильму, способна рассказать о моде того времени, о макияже светских дам, культуре общества. Подобно картине, фигурка передает атмосферу бала и светского вечера, однако трех мерное изображение такого предмета искусства придает кусочку фарфора элементы одушевленности и позволяет понять художественный замысел мастера.
К концу девятнадцатого века производители фарфора стали ориентироваться на широкий круг потребителя, фарфор стал менее дорогим, роспись ведется уже не вручную, появляются штампованное производство, уходит изящество. Однако и по сей день выпускается очень дорогой фарфор высокого качества с ручной росписью.
Со времен Китайских статуэток и до настоящего времени менялась культура, менялось общество и мировой порядок, однако статуэтка как искусство осталась в увлечениях многих людей. Коллекционирование такого рода игрушек указывает на особое чувство стиля у владельца коллекции, указывает на его изящный вкус и чувство стиля.