Литография

Литография — особый вид создания рисунков, карт, портретов, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Литография основана на физико-химическом принципе, в результате чего получается оттиск с гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Исторически литография появилась вслед за гравюрами. Создателем литографии принято считать Иоганна Алоиз Зенефельдера, который в 1796 году изобрел данный способ печати.

Литография по случаю коронации Императора Всероссийского Николая II купить
Литография по случаю коронации Императора Всероссийского Николая II из каталога антикварного салона «Бенита»

Многие произведения искусства, созданные в начале девятнадцатого века, использовали при своем создании литографический метод. Важной особенностью литографии является тот факт, что каждый оттиск по своей сути является оригиналом произведения, каждая получаемая литография нумеруется и можно установить принадлежность конкретного экземпляра к тому или иному автору. Кроме того, автор часто оставляет свою подпись на каждой работе. Литографию сложно подделать, поэтому ценители данного вида искусства их ценят.

В царской России «первопроходцем» в области литографии стал предприниматель Иван Дмитриевич Сытин, который первым приобрёл литографическую машину на заёмные средства. В 1876 году он начал свою просветительскую и издательскую деятельность, открыв производство книжной продукции.

Наиболее известные авторы-литографисты того времени: Карл Павлович Брюллов, Орест Адамович Кипренский, Алексей Гаврилович Венецианов.

В 1830–1840-х годах в России начинается выпуск икон, созданных при помощи литографии. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни (личные вещи преподобного Сергия, кресты мощевики и в редких случаях наиболее известные чудотворные иконы). Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа.

Низкая стоимость таких икон разоряла рукописные мастерские, но ввиду бедности населения такие иконы пользовались популярностью длительное время.